23 сентября 2014 г.

Рюкзак “Белая сова” или “бОльший полет фантазии”

Я очень люблю свою работу, помимо всех ее очевидных достоинств есть еще одно – люди, которые подбадривают, хвалят и радуют. Я говорю не о близких и знакомых, а о тех, кто ставит лайки в социальных сетях, комментирует, восхищается плодами творческой работы. Этим людям я бесконечно благодарна, как и довольным заказчикам, которые искренне радуются и благодарят за сумочку или рюкзак, купонные у меня.
Но есть и обратная сторона медали. Случаи критики в моей практике – редчайшее исключение (чему я тоже очень рада), но когда это случается, то задевает до глубины души. Понятное дело, что когда человек критикует из-за некачественного выполнения, это заслуженно, но со мной по понятным причинам такого никогда не было. А когда речь идет о дизайне?
Поделюсь анонимным случаем из практики, хочется узнать, бывало ли с вами такое и как вы это восприняли, что сделали, чтобы такого впредь не повторялось.
Мне пришел заказ – сшить рюкзак под определенный предмет гардероба, с совой. Больше ни каких особых деталей не обговаривалось, заказчик положился на мой вкус (как выяснилось, зря). Я очень часто беру такие заказы, и результат получается замечательным. Например, вот этот рюкзак был сшит по точно такой же “специальной просьбе” и в последствии я неоднократно делала повторы этой модели:
DSC_6603
Я долго думала, как воплотить идею с совой, мне не хотелось делать ничего кричащего и пестрого, т.к. вещь шилась на осень. В итоге я придумала рюкзачок, в процессе я в него влюбилась и прямо всю душу вложила. Откровенно говоря, это был один из тех редких случаев, когда результат меня дико радует, было всего три-четыре работы, сшитые в таком же припадке радостного вдохновения) Вои и он)

DSC_5863
Лаконичное, немного скандинавское цветовое решение, пальтовая ткань высочайшего качества и акцент на клапане
DSC_5853
DSC_5845
DSC_5849
очки для совы - настоящая находка! Случайно оказались под рукой, идея пришла прямо в процессе шитья, и она "сделала" весь рюкзак))
DSC_5858
DSC_5851
Когда я скинула фотографии заказчику, ответ меня очень и очень расстроил. Не потому что это был отказ покупать работу, а от того, как этот отказ был написан. Заказчик сказал, что ожидал гораздо большего полета фантазии и на его вкус работа простая и неинтересная.
Почему меня это так расстроило? Наверное потому что именно этот рюкзак казался мне очень и очень удачным, потому что я совершенно не понимаю, что значит “больший полет фантазии” и как его применить, чтобы впредь не получать таких писем.
Закрыть прием индивидуальных заказов? Но обычно я прекрасно справлялась с такими задачами и все были довольны. Многие прекрасные модели не появились бы на свет без "подсказок" покупателя. Да тот же рюкзак с утконосом - в жизни бы не стала шить такое сама, а вот человек вдохновил!  Брать более четкие указания по дизайну? А какой смысл, вдруг мои вкусы и вкусы заказчика в корне разойдутся? Пока не поняла, что делать, но мой дизайн – это мое дело, и не хочется, чтобы мне рассказывали про мою фантазию. Звучит грубо, но как есть.
Я это все вам рассказала, не для того чтобы услышать, что рюкзак отличный а заказчик не прав (не в коем случае, заказчик прав всегда)))), и не для того чтобы кто-то принял чью-то сторону. Мне интересно, бывали ли у вас подобные случаи, как остро вы реагировали и как решали подобные вопросы в будущем? 

19 комментариев:

  1. очень хорошо, что случай рассказала анонимно! так неприятно бывает читать.....когда за критику в ответ в грязи извалаяют ;)
    Просто у тебя осень получилась спокойная и умиротворенная.... У заказчика может быть яркая и бурная, в вихрях листопада.
    Единственный совет который могу дать: Юля, обязательно шей Совушек-очкариков!!! Классная находка ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видимо грязью поливают только когда совсем из ушей уже лезет негатив, я стараюсь все же сдерживать такие порывы и весь этот пост был очень аккуратно подан читателю. а второй момент - конструктивная критика все же отличается от некоего отсутствия чувства такта.

      Удалить
  2. Юля, рюкзачок прекрасный!!! Думаю, у тебя с заказчиком просто разный вкус, и это нормально, мы все разние, а рюкзачок точно найдет себе владельца (мне с твоих он больше всего нравится)
    Я вот при индивидуальных заказах наоборот очень много делаю уточнений, иногда кажется, что нужно как-то поменьше))) Но недавно заказчица попросила пошить сумку для коляски, дала много ссилок какие они бывают, так как я совсем в них ничего не понимала и не видела. Перелопатив кучу информации, придумала дизайн, и думала, что чем побольше тем лучше, для ребенка ведь много надо))) И пошыла большую сумку с множеством карманьчиков. Но...получив свою сумку, заказчица сказала, что слишком большая, больше на дорожную похожа, мне так неудобно было, так переживала, ведь реально прямь на свое понимание размера понадеялась. Девушка очень хорошо отреагировала на такую ситуацию, решила оставить сумку как дорожную, и попросила пошить точно такую сумку но поменьше, что было для меня полной неожиданостью, и тяжелим испытанием!!! Так как эта сумка, с того что я шыла, пока самая сложная задача. И, сделав первую, радовалась окончанию тяжелих дней))) Вот сижу и дошываю вторую поменьше, и рада)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне хотелось бы в идеале не мусолить с заказчиком его миллион хотелок, а чтобы человек понимал, что заказывая у меня, он созвучен с моим чувством вкуса.такие ситуации, как с вашей сумкой для коляски у меня случались, и меня вгоняют в страшную депрессию, потому что результат ни мне, ни заказчику как правило на 100% не нравится.
      С этой совой было так: я очень долго оттягивала этот заказ, не хотела его шить, тк для него был специально куплен персиковый яркий лен, в цвет детали гардероба заказчицы. Когда я села таки делать этот рюкзак, я поняла, что использовав этот персиковый лен, я просто наступлю себе на горло, выставив на продажу такое, меня просто не поймут, потому что будет сразу понятно - работа сделана не с душой. Тогда я совершенно четко осознала, что для того чтобы сшить этот рюкзак, я должна не заставить себя, а ЗАХОТЕТЬ его сшить. И я сделала такой дизайн, от которого меня захлестнул невероятный взрый радости - от процесса и от афигенного результата. Я думаю, что не оправдав ожидания одного заказчика, жаждущего аляпистого буйства цвета, о котором он не потрудился мнея предупредить, не стоит разочаровывать остальных, идя ради заказа наперекор своему чувству вкуса. Дизайнер то кто в конце концов?

      Удалить
  3. Я просто скажу...меня твоя сова не отпускает))))

    ОтветитьУдалить
  4. Юлия, доброго времени суток. Рюкзак потрясающий, стильный, цвета подобраны идеально. И я это пишу, потому что в восторге от этой Вашей работы.
    А что касается таких ситуаций... по-моему, если не оговорены точно-точно все-все детали, цвета, форма пуговиц, как можно говорить об оправданных или не оправданных ожиданиях?
    У Вас, Юлия, есть свой, индивидуальный стиль. И если к Вам обратились с заказом - значит, хотят получить вещь от Foxy Crafts? В этом самом стиле.
    Тут, наверное, при заказе, нужно либо сразу все и до мелочей, либо предупреждать, что результат может оказаться не таким, как ожидается. Вы же мысли не читаете у заказчиков.
    Сумбурно написала, знаю, извините уж.
    Желаю Вам терпения и вдохновения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По этой причине я не беру предоплату - чтобы потом не было финансовх претензий и неприятной возни с возвратом денег. Но случаи отказов в моей практике единичны. Я не хочу и никогда не буду обговаривать все до мелочей, т.к. заказчик не знает и не может знать, как лучше сделать ту или иную вещь, иначе сшил бы все себе сам.
      В случае, если мы с заказчиком долго не можем подобрать ткань для индивидуального заказа и все предложенное не нравится, я говорю (и делаю так довольно часто), что я сама все сделаю и покажу конечный результат, а заказчик сам решит, покупать или нет. Даже если он окажется, я буду на 100% знать, что это вещь - не результат дизайнерского компромисса между мной и заказчиком, а полностью моя вещь, под которой я могу гордо подписаться. И тогда эта вещь точно продастся довольно быстро. В случае с описанной историей меня возмущает не сам факт отказа, а его груба формулировка формулировка.

      Удалить
  5. Очень частенько прохожу мимо такого, и советов давать тоже не люблю, но в данном случае пройти просто так и не высказаться я не смогла...
    Юля, тут дело не во вкусе это точно, раз человек к вам пришел, значит ему нравится то что вы делаете и ваш вкус в подборе материала . Второе - я вообще горжусь мастерами, которые работают на заказ, это так трудно. Я стараюсь избегать заказов, но если и берусь, то точно все оговариваю с клиентом и ткань и пошив и маленькие детали и конечно же беру предоплату 50 %. Я понимаю может у вас другой подход к клиентам, но риск всегда он присутствует, от него никуда не денешься. И потом, человек тоже странный, он пришел на ярмарку мастеров, тут работы все индивидуальные и творческие. Если вы не используете в работе бисер, то что он хотел его увидеть??? (это я так грубо к примеру).
    А вообще я думаю так, что не делается то к лучшему, значит вещь не его была изначально, и она найдет своего героя, который будет любить его и восхищаться!!!
    А по поводу грубости, иногда мастеру нужен хороший пинок, чтобы он рос внутри себя!!! значит есть куда !!! Удачи Вам!! Лично мне очень симпатичны ваши работы. В них есть своя изюминка...и выше нос!!! это я как мастер мастеру говорю!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Юля, я не так давно стала подписчиком твоего блога (ничего, что я на "ты"?:))), помню, в тот день провела здесь не один час , получая невероятное удовольствие от просмотра работ. Я в большом восторге от твоих сумочек-рюкзачков и с большой радостью стала бы счастливой обладательницей одной из твоих работ, очень нравится мне твой стиль!
    По поводу этого рюкзака - мне он ооооочень нравится, именно сдержанностью цветов и лаконичностью в дизайне , моему вкусу он соответствует идеально! Но когда я просматривала твои работы впервые, многие из них поразили меня яркостью, оригинальностью и необычностью и про себя я отметила, что для меня они слишком смелые, ведь такие вещи нужно уметь носить. Вполне возможно заказчица предполагала увидеть именно такой вариант.
    Что касается подобного опыта... Отказов у меня не было, но бывают заказчики, которые ооооочень подробно обсуждают будущую работу! Это немного напрягает, но, с другой стороны, благодаря этому я имею чёткое представление о том, что именно хочет клиент . А ещё я практически всегда фотографирую и отправляю перед выполнением заказа несколько вариантов сочетания тканей для одобрения, потому что сталкивалась не раз с тем, что человек сначала просит типа "что-нибудь бирюзовенькое", а в процессе переписки с фотографиями выясняется, что мой бирюзовый - слишком тёмный, а по факту под "бирюзовеньким" понимался мятный цвет:) Наверное, мои советы не обезопасят на 100% от отказа, но тем не менее снизят такую вероятность, как мне кажется.
    И всё-таки , как же мне нравится этот рюкзак!!!:))))) Похоже, я тоже скоро созрею на "индивидуальный заказ":)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за совет! у меня в 90% случаев прокатывает и без фоток, переписок, я просто говорю, что сделаю на свой вкус. Вот бы так всегда было!-)))

      Удалить
  7. Я тоже читатель "из кустов" - редко комментирую, но раз просят совета ))). Мне в данной ситуации видится 2 варианта при таком неконкретном заказе - попросить Заказчика в начале работы прислать пару ссылок или картинок на то что ему однозначно нравится - сразу легче будет понять цветовые предпочтения и стиль, а также как советовали выше - перед пошивом выслать фото основных материалов, чтобы Заказчик увидел цветовое решение будущей работы. Может сразу скажет - "а можно то нежно-персиковое заменить на что-нить поярче?"...
    Восхищаюсь Мастерами, работающими на заказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. весть дизайн рождается как правило непосредственно в процессе шитья, а очередь на пошив - от 2 недель. Поэтому тут возникает сложность - присылать фото сразу бывает невозможно, даже если я сделаю фотки сразу, в процессе создания вещи все равно что то другое покажется более удачным решением. Тут же нужно волну поймать, творческий процесс у меня по щелчку пока не включается к сожалению .

      Удалить
  8. Ой, у меня была в этом году ТОЧНО ТАКАЯ ситуация. С той лишь разницей, что не в рукодельной среде (рукоделие мне практически не приносит дохода, является скорее увлечением, заказы беру редко). А случилось вот что. Была предсвадебная съемка пары, за 5 дней до свадьбы. Пара красивая, живая, подвижная, место отличное, настроение супер. Отсняли. Я в ближайшие день-два обработала материал, выслала невесте. Оговорюсь, что результат понравился мне очень. Я очень критична к результату своей деятельности, но здесь всё было идеально. Забегая вперед скажу, что до сих пор та съемка всеми признается, как одна из лучших моих работ. Так вот, высылаю фото невесте, какое-то время она молчит и потом неуверенно сообщает, что "что-то не так". При этом сама не знает, что. До этого мы несколько раз встречались, она смотрела моё портфолио, мы обсуждали детали, ребята хотели "живенько и весело". Отсняли вроде как живенько и весело... Мы ведем с ней диалог и она кроме "я думала будет как-то по-другому", ничего не может сказать конкретно. В итоге за день до свадьбы она отказывается от моих услуг, берет первого попавшегося фотографа, который свободен на эту дату (нашего друга), дороже и в итоге недовольна и его результатом. Я долго ходила с убитым настроением, пытаясь понять причину. И та же ситуация - технически снимки были на уровне, в моём стиле, никаких "сюрпризов" для клиента. Потом, когда всё же перестала ковыряться в себе, забила. Поняла, что это всё издержки творческой работы. Здесь нет четко вытаченной по госту или каким-то параметрам детали. Здесь - всегда разный и непредсказуемый результат. Что мне это дало? Теперь с каждым клиентом я залючаю договор, беру предоплату и оговариваю этот самый момент, типа "вы должны понимать, что потому вы ко мне и приходите, что доверяете моему видению и вкусу. Если не доверяете - вы не мой клиент, а я не ваш фотограф (в твоём случае - мастер)". Вот и всё. Т.е. снимаю с себя всю ответственность, при этом оставаясь максимально честной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а мне психологически как то не по себе брать предоплату, т.к. финансовые обязательство почему то пугают

      Удалить
    2. я до этого тоже не брала, всё было как-то не по себе, стыдно и стеснительно, не хотелось клиента ставить в такое положение.. Но после пары-тройки потерянных заказов (а следовательно и трудодней) решила что нафик, пора черстветь :))

      Удалить
  9. На мой вкус, это самый чудесный ваш рюкзачок :) Серьезно. Себе бы такой купила... Если бы не считала себя "рукоделом", который должен мочь все сделать себе сам. Хоть не особо-то и может :)
    А еще у меня лежит абсолютно такой же шармик в виде очков, так что предстоит мне теперь борьба с желанием поплагиатить :) Потому что идея просто невероятно отличная.

    ОтветитьУдалить
  10. Рюкзак с совой просто восхитительный))))Хочу, но приобрести не смогу пока.....Не расстраивайтесь насчет заказчика...Как говориться - на вкус и цвет...Бывает такое,но это совершенно не значит, что люди все такие! не опускайте рук!!! Удачи в вдохновении и в заказчике!!!!

    ОтветитьУдалить